Войдя в класс, Чабашира-сенсей удивленно обвела взглядом учеников. Все с беспокойством ждали результатов промежуточных экзаменов.
— Учитель. Я слышал, что сегодня появятся результаты тестов, но когда именно?
— Тебе незачем так волноваться о них, Хирата. Ты наверняка сдал.
— Так когда они будут?
— Что ж, сейчас отличный момент. Если отложим их на после уроков, нам не хватит времени на определенные процедуры.
На словах «определенные процедуры» некоторые из учеников проявили интерес.
— Что… что вы имеете в виду?
— Не волнуйся. Сейчас все объясню.
Все-таки школа любит разъяснять подробности пачками.
Она прикрепила на доску лист с фамилиями и баллами.
— Если честно, вы молодцы. Не думала, что ваш класс справится так хорошо. По математике, японскому и социологии было больше десяти отличных оценок.
Ученики ликовали, глядя на ряды сотен.[1] И все же одна компания не улыбалась.
Единственная проблема – это оценка Судо по английскому.
И тогда…
За первые четыре теста Судо получил по 60 баллов. По английскому у него было 39.
— Яху! — воскликнул Судо в облегчении, подскочив со стула. Ике и Ямаучи встали и радовались вместе с ним.
На листе не было красной разделительной полосы. Мы с Кушидой посмотрели друг на друга и испустили вздохи облегчения. Хорикита… не улыбалась и не радовалась, но выглядела довольной.
— Вы же видели это, учитель? Когда мы стараемся, у нас получается! — триумфально улыбался Ике.
— Да, вижу. Отличная работа. Однако… — у Чабаширы-сенсей в руке была красная ручка.
— Что? — вырвалось у Судо.
Она прочертила красную черту над именем Судо.
— Что за черт? Что это значит?
— Ты завалил, Судо.
— Что? Вы же шутите, да? Не дурите меня, почему это я завалил?!
Конечно, Судо сразу начал возмущаться.
Класс из ликующего менее чем за секунду вдруг превратился в злобно гомонящий.
— Судо. Ты завалил тест по английскому.
— Не врите, проходной балл 32! Я сдал!
— Когда тут кто говорил, что проходной балл – 32?
— Так вы же, учитель, и сказали! Правда, ребят? — выкрикнул Ике, поддерживая Судо.
— Что бы вы ни говорили, это не поможет. Тут никакой ошибки нет. На промежуточных экзаменах проходной балл был 40. А значит тебе не хватает балла. Близко, но недостаточно.
— С-сорок? Я об этом не слышал! Я не согласен!
— Тогда можете сказать, как определяется проходной балл?
Чабашира-сенсей написала на доске формулу.
Там было: «79.6/2=39.8».
— На прошлом тесте, как и на этом, у каждого класса был определен проходной балл. И составляет он половину от среднего.
Получается, все, что ниже 39.8 – неудовлетворительный балл.
— Вот он и говорит, почему ты не сдал. У тебя оценка ниже.
— Невозможно… Так… это значит, что я исключен?
— Мы были вместе недолго, но ты отлично постарался. После занятий тебя попросят заполнить бланк об исключении, но тебе потребуется присутствие опекунов. Я свяжусь с ними позже.
Все происходило будто вскользь, но ученики понимали, что происходит на самом деле.
— Остальные, молодцы что сдали. В конце семестра, пожалуйста, постарайтесь сделать то же самое и успешно написать экзамены. Ладно, к следующей теме…
— Учитель. Судо-куна действительно исключат? Есть ли способ ему помочь?
Хирата первым вызвался помочь Судо.
Хоть тот и ненавидел его, и даже оскорблял.
— Так и есть. Раз он получил неудовлетворительную оценку, его исключат.
— Можем ли мы посмотреть бланк ответов Судо-куна?
— Ты не найдешь в нем ошибок оценивания. Что ж, я знала, что вы будете интересоваться им.
Достав бланк ответов Судо с теста по английскому, она передала его Хирате.
Хирата с мрачным видом просмотрел вопросы.
— Тут… нет ошибок.
— Что ж, если на этом все, классный час закончен.
Без жалости и не дав второго шанса, Чабашира-сенсей беспощадно сообщила о его исключении. Зная, что попытки успокоить принесут обратный эффект, Ике и Ямаучи молчали. Хирата тоже. И, к сожалению, похоже, что часть класса ощутила облегчение. Рады ли они, что помеху для класса наконец исключили?
— Судо, зайди в учительскую после уроков.
— Чабашира-сенсей. У вас есть время? — Хорикита, молчавшая до сих пор, подняла руку.
За все время учебы Хорикита ни разу добровольно не высказывалась на занятиях.
Это зрелище удивило Чабаширу-сенсей и одноклассников.
— Как необычно, Хорикита. Ты подняла руку. В чем вопрос?
— Раньше, вы сказали, что на прошлом тесте проходной балл был 32, и рассчитывался он по формуле, что вы написали раньше. В расчет проходного балла за последний тест не закралась ошибка?
— Нет, не закралась.
— Тогда у меня есть один вопрос. Я посчитала, что средний балл за пробный тест был 64.4. Разделив на два, получите 32.2. А значит, оценки должны были быть выше 32. Однако вы отсекли дробную часть, и получили балл 32. В отличие от нынешнего раза.
— Ага! Проходной балл должен был быть 39!
Судо бы еле-еле, но прошел бы с 39 баллами.
— Понятно. Ты ожидала, что Судо едва-едва сдаст. В конце концов, у тебя низкий балл только по английскому.
— Хорикита, ты… — Судо кое-что заметил. Остальные, удивленные, еще раз посмотрели на лист. Четыре из пяти ее оценок были идеальны, но она получила 51 за английский. — Ты действительно… — Судо понял, что она сделала.
И, конечно, не по ошибке. Чтобы снизить средний балл, она намеренно понизила свою оценку.
— Если считаете, что я ошибаюсь, пожалуйста, объясните разницу в расчетах между предыдущим тестом и этим.
Последний лучик света. Последняя капля надежды.
— Понимаю. Что ж, позвольте мне указать вам еще на одну вещь. К сожалению, в твоей формуле есть одна ошибка. Мы не отсекали дробную часть, а просто округлили. В прошлый раз в меньшую сторону до 32, в этот — в большую сторону до 40.
— Черт…
— Ты наверняка заметила, что проходной балл был округлен. Но рассчитывать на такую возможность… эх, это ты зря. Первый урок скоро начнется, так что пойду.
Хориките было больше нечем возразить, и она промолчала. Она не могла подобрать слов, а последняя надежда была разрушена. Когда учитель вышла, дверь за ней захлопнулась, и весь класс замер в тишине.
Пытаясь осознать факт исключения, Судо посмотрел на Хорикиту, пытавшуюся помочь ему, снизив собственные баллы.
— Прости. Я должна была получить еще меньше баллов, — медленно опустила голову Хорикита.
Даже 51 балл — это мало.
Если бы она получила 40, сама бы рисковала вылететь из школы.
— Почему… Ты же сказала, что ненавидишь меня?
— Не заблуждайся, я делаю это ради себя самой. Но все было зря.
Я медленно встал со своего места.
— Ты куда, Аянокодзи?
Читайте ранобэ Добро пожаловать в класс превосходства на Ranobelib.ru
— В туалет.
Я вышел из класса и быстро пошел в сторону учительской. Я думал, добралась ли уже Чабашира-сенсей туда, но увидел ее смотрящей в окно в коридоре. Она кого-то ждала.
— Аянокодзи, скоро начнется урок.
— Учитель, могу я задать один вопрос?
— Вопрос? Это за этим ты бежал за мной?
— Мне нужно узнать.
— Сначала Хорикита, теперь ты. Тебе тоже есть о чем спросить? Так в чем дело? {{Второе и третье предложение нужно сохранить в таком виде – они есть на вступительных иллюстрациях. Сверься, ладно?}}
— Как вы думаете, есть ли равенство в современном японском обществе?
— Какая неожиданная смена темы. Какой тебе толк с моего ответа?
— Это очень важно.
— Если тебя интересует мое мнение, то нет, равенства нет. Ни капли.
— Да, я тоже так думаю. Справедливость и равенство — ложь.
— Ты бежал за мной, чтобы это узнать? Если это все, то я пошла.
— Неделю назад, когда вы говорили, что список тем для теста изменился, вы сказали что-то вроде: «Я забыла сказать вам». Из-за этого мы узнали обо всем на неделю позже остальных классов.
— Тогда в учительской я так и было. И что?
— И хотя ответы, баллы и опасность исключения одинаковы для всех классов, только с классом D поступили несправедливо.
— Хочешь сказать, что ты не согласен? Но это хороший пример. Думаю, ты можешь назвать его примером несправедливости современного общества в уменьшенном масштабе.
— Конечно, как бы позитивно вы на это ни смотрели, этот мир – несправедливое место. Однако мы люди, а значит можем думать и действовать.
— Что ты пытаешься сказать?
— Пытаюсь сказать, что мы должны хотя бы выглядеть равными.
— Понятно…
— Неважно, намеренно ли вы «забыли» нам сообщить. Но факт в том, что одного человека вынуждают покинуть школу из-за неравных условий.
— Так что ты от меня хочешь?
— То, за чем пришел. Я хочу встретиться с управляющим школой, пропагандирующей неравенство.
— Чтобы высказать свое несогласие?
— Я просто хочу обсудить решение школы с нужными людьми.
— Увы, но хоть ты и прав, я не могу этого позволить. Судо будет исключен. В данном случае будет очень трудно все переиграть. Отступи.
Она проигнорировала мой аргумент. Но это не значит, что в сказанном нет смысла.
Как я и думал, в ее словах всегда есть скрытый подтекст.
— Трудно все переиграть в данном случае. Значит, есть возможность изменить исход.
— Аянокодзи, я высокого мнения о тебе. Конечно, получить старые вопросы было верным решением. Более того, то, что ты пришел к этой мысли, выходит за пределы здравого смысла. Но ты раздал ответы всему классу и поднял средний балл. Я думаю, есть смысл в том, что ты пришел к этой идее.
— Кушида помогла мне получить вопросы, так что ничего особого.
— Я знаю, что ты этого не признаешь, но есть и старшеклассники. Мне известно, что ты получил вопросы от третьегодки.
Каким-то образом меня раскрыли.
— Ты отлично начал, добыв вопросы, но ошибся в конце. Поэтому твой план не сработал. Если бы Судо запоминал их более осмысленно, он не завалил бы английский. Почему бы тебе не расслабиться и не дать исключиться Судо? Разве ему так не будет легче?
— Честно говоря… вероятно, да. Но я решил помочь в этот раз. Точнее, лучше сказать, что я еще не сдался. У меня есть последняя попытка, — я достал карту ученика из кармана.
— Что ты имеешь в виду?
— Пожалуйста, продайте мне один балл для теста Судо по английскому?
— … — она изумленно смотрела на меня, а потом громко рассмеялась. — Ха-ха-ха-ха! Какое интересное предложение. Как я и предполагала, ты не такой, как остальные. Никогда бы не подумала, что ты попытаешься купить баллы.
— Учитель, вы же сами сказали в первый день. Если что-то есть в этой школе, это можно купить за баллы. А промежуточные экзамены в этой школе есть.
— Понятно, понятно. Конечно, ты мог до этого додуматься. У тебя есть достаточная сумма?
— А сколько стоит один балл?
— Это непростой вопрос. Меня раньше никто не просил продать балл. Посмотрим… Я продам его за сто тысяч баллов.
— Учитель, вы жестоки.
В школе не найдется людей, вообще не тративших баллы.
Значит, нет никого, у кого бы осталось сто тысяч баллов.
— Я тоже заплачу, — раздался голос из-за моей спины. Обернувшись, я увидел Хорикиту.
— Хорикита…
— Хе-хе. Как я и думала, вы двое ничего, — Чабашира-сенсей взяла обе наши карты. — Отлично, я согласна продать балл. Я заберу у вас сто тысяч баллов. Передайте остальным, что исключение Судо отменяется.
— Так можно?
— Вы же обещали заплатить сто тысяч, ничего не поделать, — Чабашира-сенсей говорила довольным голосом, хотя все еще смотрела на нас удивленно.
— Хорикита, ты же тоже поняла? Способность Аянокодзи.
— Что ж… Я вижу только неприятного ученика.
— В смысле неприятного?
— Ты специально получил низкие баллы на тесте, хотя у тебя были старые вопросы, ты отдал все лавры Кушиде-сан и пришел к мысли о покупке баллов за тест. Не думаю что ты какой-то особенный, ты просто неприятный.
Похоже, она тоже знает о вопросах к тесту.
— С вами, ребята, у класса есть шанс поднять свой уровень.
— На счет него не знаю, но я сделаю это.
— Раньше классу D никогда не удавалось продвинуться выше. Все потому, что школа сразу вешала на него ярлык слабого и выталкивала с арены. Как вы собираетесь с этим справляться?
— Учитель, — Хорикита без колебаний уставилась Чабашире-сенсей в глаза. — Если честно, многие ученики в классе D действительно слабые. Но это не значит, что они ничего не стоят.
— А какая разница между слабостью и бесполезностью?
— Тонкая, словно лист бумаги. Думаю, с небольшой помощью есть шанс улучшить слабых до людей превосходного качества.
— Понятно. Звучит необычайно убедительно в твоих устах.
Я тоже был вынужден согласиться. Ее слова имеют значение…
Смотревшая на других учеников и людей как на помехи Хорикита понемногу менялась.
Конечно, все не так просто. Но даже слабый проблеск перемены в ней значителен. Чабашира-сенсей слегка улыбнулась, тоже обратив на это внимание.
— Что ж, жду с нетерпением. Как твой классный руководитель, я буду внимательно наблюдать за всем, что будет происходить.
Чабашира-сенсей ушла в сторону учительской.
Мы остались стоять в коридоре.
— Не пора ли и нам возвращаться? Скоро начнется урок.
— Аянокодзи-кун?
— М? Ай! — она врезала мне в бок.
— Эй, за что, блин?!
— Просто захотелось.
Она оставила меня стоять и ушла.
Господи, ну что за заноза… Я смотрел ей вслед.
А потом решил догнать.
Примечания
↑ Сто баллов – высшая оценка за тест.