Том 1: Глава 10. Начало

Войдя в класс, Чабашира-сенсей удивленно обвела взглядом учеников. Все с беспокойством ждали результатов промежуточных экзаменов.

— Учитель. Я слышал, что сегодня появятся результаты тестов, но когда именно?

— Тебе незачем так волноваться о них, Хирата. Ты наверняка сдал.

— Так когда они будут?

— Что ж, сейчас отличный момент. Если отложим их на после уроков, нам не хватит времени на определенные процедуры.

На словах «определенные процедуры» некоторые из учеников проявили интерес.

— Что… что вы имеете в виду?

— Не волнуйся. Сейчас все объясню.

Все-таки школа любит разъяснять подробности пачками.

Она прикрепила на доску лист с фамилиями и баллами.

— Если честно, вы молодцы. Не думала, что ваш класс справится так хорошо. По математике, японскому и социологии было больше десяти отличных оценок.

Ученики ликовали, глядя на ряды сотен.[1] И все же одна компания не улыбалась.

Единственная проблема – это оценка Судо по английскому.

И тогда…

За первые четыре теста Судо получил по 60 баллов. По английскому у него было 39.

— Яху! — воскликнул Судо в облегчении, подскочив со стула. Ике и Ямаучи встали и радовались вместе с ним.

На листе не было красной разделительной полосы. Мы с Кушидой посмотрели друг на друга и испустили вздохи облегчения. Хорикита… не улыбалась и не радовалась, но выглядела довольной.

— Вы же видели это, учитель? Когда мы стараемся, у нас получается! — триумфально улыбался Ике.

— Да, вижу. Отличная работа. Однако… — у Чабаширы-сенсей в руке была красная ручка.

— Что? — вырвалось у Судо.

Она прочертила красную черту над именем Судо.

— Что за черт? Что это значит?

— Ты завалил, Судо.

— Что? Вы же шутите, да? Не дурите меня, почему это я завалил?!

Конечно, Судо сразу начал возмущаться.

Класс из ликующего менее чем за секунду вдруг превратился в злобно гомонящий.

— Судо. Ты завалил тест по английскому.

— Не врите, проходной балл 32! Я сдал!

— Когда тут кто говорил, что проходной балл – 32?

— Так вы же, учитель, и сказали! Правда, ребят? — выкрикнул Ике, поддерживая Судо.

— Что бы вы ни говорили, это не поможет. Тут никакой ошибки нет. На промежуточных экзаменах проходной балл был 40. А значит тебе не хватает балла. Близко, но недостаточно.

— С-сорок? Я об этом не слышал! Я не согласен!

— Тогда можете сказать, как определяется проходной балл?

Чабашира-сенсей написала на доске формулу.

Там было: «79.6/2=39.8».

— На прошлом тесте, как и на этом, у каждого класса был определен проходной балл. И составляет он половину от среднего.

Получается, все, что ниже 39.8 – неудовлетворительный балл.

— Вот он и говорит, почему ты не сдал. У тебя оценка ниже.

— Невозможно… Так… это значит, что я исключен?

— Мы были вместе недолго, но ты отлично постарался. После занятий тебя попросят заполнить бланк об исключении, но тебе потребуется присутствие опекунов. Я свяжусь с ними позже.

Все происходило будто вскользь, но ученики понимали, что происходит на самом деле.

— Остальные, молодцы что сдали. В конце семестра, пожалуйста, постарайтесь сделать то же самое и успешно написать экзамены. Ладно, к следующей теме…

— Учитель. Судо-куна действительно исключат? Есть ли способ ему помочь?

Хирата первым вызвался помочь Судо.

Хоть тот и ненавидел его, и даже оскорблял.

— Так и есть. Раз он получил неудовлетворительную оценку, его исключат.

— Можем ли мы посмотреть бланк ответов Судо-куна?

— Ты не найдешь в нем ошибок оценивания. Что ж, я знала, что вы будете интересоваться им.

Достав бланк ответов Судо с теста по английскому, она передала его Хирате.

Хирата с мрачным видом просмотрел вопросы.

— Тут… нет ошибок.

— Что ж, если на этом все, классный час закончен.

Без жалости и не дав второго шанса, Чабашира-сенсей беспощадно сообщила о его исключении. Зная, что попытки успокоить принесут обратный эффект, Ике и Ямаучи молчали. Хирата тоже. И, к сожалению, похоже, что часть класса ощутила облегчение. Рады ли они, что помеху для класса наконец исключили?

— Судо, зайди в учительскую после уроков.

— Чабашира-сенсей. У вас есть время? — Хорикита, молчавшая до сих пор, подняла руку.

За все время учебы Хорикита ни разу добровольно не высказывалась на занятиях.

Это зрелище удивило Чабаширу-сенсей и одноклассников.

— Как необычно, Хорикита. Ты подняла руку. В чем вопрос?

— Раньше, вы сказали, что на прошлом тесте проходной балл был 32, и рассчитывался он по формуле, что вы написали раньше. В расчет проходного балла за последний тест не закралась ошибка?

— Нет, не закралась.

— Тогда у меня есть один вопрос. Я посчитала, что средний балл за пробный тест был 64.4. Разделив на два, получите 32.2. А значит, оценки должны были быть выше 32. Однако вы отсекли дробную часть, и получили балл 32. В отличие от нынешнего раза.

— Ага! Проходной балл должен был быть 39!

Судо бы еле-еле, но прошел бы с 39 баллами.

— Понятно. Ты ожидала, что Судо едва-едва сдаст. В конце концов, у тебя низкий балл только по английскому.

— Хорикита, ты… — Судо кое-что заметил. Остальные, удивленные, еще раз посмотрели на лист. Четыре из пяти ее оценок были идеальны, но она получила 51 за английский. — Ты действительно… — Судо понял, что она сделала.

И, конечно, не по ошибке. Чтобы снизить средний балл, она намеренно понизила свою оценку.

— Если считаете, что я ошибаюсь, пожалуйста, объясните разницу в расчетах между предыдущим тестом и этим.

Последний лучик света. Последняя капля надежды.

— Понимаю. Что ж, позвольте мне указать вам еще на одну вещь. К сожалению, в твоей формуле есть одна ошибка. Мы не отсекали дробную часть, а просто округлили. В прошлый раз в меньшую сторону до 32, в этот — в большую сторону до 40.

— Черт…

— Ты наверняка заметила, что проходной балл был округлен. Но рассчитывать на такую возможность… эх, это ты зря. Первый урок скоро начнется, так что пойду.

Хориките было больше нечем возразить, и она промолчала. Она не могла подобрать слов, а последняя надежда была разрушена. Когда учитель вышла, дверь за ней захлопнулась, и весь класс замер в тишине.

Пытаясь осознать факт исключения, Судо посмотрел на Хорикиту, пытавшуюся помочь ему, снизив собственные баллы.

— Прости. Я должна была получить еще меньше баллов, — медленно опустила голову Хорикита.

Даже 51 балл — это мало.

Если бы она получила 40, сама бы рисковала вылететь из школы.

— Почему… Ты же сказала, что ненавидишь меня?

— Не заблуждайся, я делаю это ради себя самой. Но все было зря.

Я медленно встал со своего места.

— Ты куда, Аянокодзи?

Читайте ранобэ Добро пожаловать в класс превосходства на Ranobelib.ru

— В туалет.

Я вышел из класса и быстро пошел в сторону учительской. Я думал, добралась ли уже Чабашира-сенсей туда, но увидел ее смотрящей в окно в коридоре. Она кого-то ждала.

— Аянокодзи, скоро начнется урок.

— Учитель, могу я задать один вопрос?

— Вопрос? Это за этим ты бежал за мной?

— Мне нужно узнать.

— Сначала Хорикита, теперь ты. Тебе тоже есть о чем спросить? Так в чем дело? {{Второе и третье предложение нужно сохранить в таком виде – они есть на вступительных иллюстрациях. Сверься, ладно?}}

— Как вы думаете, есть ли равенство в современном японском обществе?

— Какая неожиданная смена темы. Какой тебе толк с моего ответа?

— Это очень важно.

— Если тебя интересует мое мнение, то нет, равенства нет. Ни капли.

— Да, я тоже так думаю. Справедливость и равенство — ложь.

— Ты бежал за мной, чтобы это узнать? Если это все, то я пошла.

— Неделю назад, когда вы говорили, что список тем для теста изменился, вы сказали что-то вроде: «Я забыла сказать вам». Из-за этого мы узнали обо всем на неделю позже остальных классов.

— Тогда в учительской я так и было. И что?

— И хотя ответы, баллы и опасность исключения одинаковы для всех классов, только с классом D поступили несправедливо.

— Хочешь сказать, что ты не согласен? Но это хороший пример. Думаю, ты можешь назвать его примером несправедливости современного общества в уменьшенном масштабе.

— Конечно, как бы позитивно вы на это ни смотрели, этот мир – несправедливое место. Однако мы люди, а значит можем думать и действовать.

— Что ты пытаешься сказать?

— Пытаюсь сказать, что мы должны хотя бы выглядеть равными.

— Понятно…

— Неважно, намеренно ли вы «забыли» нам сообщить. Но факт в том, что одного человека вынуждают покинуть школу из-за неравных условий.

— Так что ты от меня хочешь?

— То, за чем пришел. Я хочу встретиться с управляющим школой, пропагандирующей неравенство.

— Чтобы высказать свое несогласие?

— Я просто хочу обсудить решение школы с нужными людьми.

— Увы, но хоть ты и прав, я не могу этого позволить. Судо будет исключен. В данном случае будет очень трудно все переиграть. Отступи.

Она проигнорировала мой аргумент. Но это не значит, что в сказанном нет смысла.

Как я и думал, в ее словах всегда есть скрытый подтекст.

— Трудно все переиграть в данном случае. Значит, есть возможность изменить исход.

— Аянокодзи, я высокого мнения о тебе. Конечно, получить старые вопросы было верным решением. Более того, то, что ты пришел к этой мысли, выходит за пределы здравого смысла. Но ты раздал ответы всему классу и поднял средний балл. Я думаю, есть смысл в том, что ты пришел к этой идее.

— Кушида помогла мне получить вопросы, так что ничего особого.

— Я знаю, что ты этого не признаешь, но есть и старшеклассники. Мне известно, что ты получил вопросы от третьегодки.

Каким-то образом меня раскрыли.

— Ты отлично начал, добыв вопросы, но ошибся в конце. Поэтому твой план не сработал. Если бы Судо запоминал их более осмысленно, он не завалил бы английский. Почему бы тебе не расслабиться и не дать исключиться Судо? Разве ему так не будет легче?

— Честно говоря… вероятно, да. Но я решил помочь в этот раз. Точнее, лучше сказать, что я еще не сдался. У меня есть последняя попытка, — я достал карту ученика из кармана.

— Что ты имеешь в виду?

— Пожалуйста, продайте мне один балл для теста Судо по английскому?

— … — она изумленно смотрела на меня, а потом громко рассмеялась. — Ха-ха-ха-ха! Какое интересное предложение. Как я и предполагала, ты не такой, как остальные. Никогда бы не подумала, что ты попытаешься купить баллы.

— Учитель, вы же сами сказали в первый день. Если что-то есть в этой школе, это можно купить за баллы. А промежуточные экзамены в этой школе есть.

— Понятно, понятно. Конечно, ты мог до этого додуматься. У тебя есть достаточная сумма?

— А сколько стоит один балл?

— Это непростой вопрос. Меня раньше никто не просил продать балл. Посмотрим… Я продам его за сто тысяч баллов.

— Учитель, вы жестоки.

В школе не найдется людей, вообще не тративших баллы.

Значит, нет никого, у кого бы осталось сто тысяч баллов.

— Я тоже заплачу, — раздался голос из-за моей спины. Обернувшись, я увидел Хорикиту.

— Хорикита…

— Хе-хе. Как я и думала, вы двое ничего, — Чабашира-сенсей взяла обе наши карты. — Отлично, я согласна продать балл. Я заберу у вас сто тысяч баллов. Передайте остальным, что исключение Судо отменяется.

— Так можно?

— Вы же обещали заплатить сто тысяч, ничего не поделать, — Чабашира-сенсей говорила довольным голосом, хотя все еще смотрела на нас удивленно.

— Хорикита, ты же тоже поняла? Способность Аянокодзи.

— Что ж… Я вижу только неприятного ученика.

— В смысле неприятного?

— Ты специально получил низкие баллы на тесте, хотя у тебя были старые вопросы, ты отдал все лавры Кушиде-сан и пришел к мысли о покупке баллов за тест. Не думаю что ты какой-то особенный, ты просто неприятный.

Похоже, она тоже знает о вопросах к тесту.

— С вами, ребята, у класса есть шанс поднять свой уровень.

— На счет него не знаю, но я сделаю это.

— Раньше классу D никогда не удавалось продвинуться выше. Все потому, что школа сразу вешала на него ярлык слабого и выталкивала с арены. Как вы собираетесь с этим справляться?

— Учитель, — Хорикита без колебаний уставилась Чабашире-сенсей в глаза. — Если честно, многие ученики в классе D действительно слабые. Но это не значит, что они ничего не стоят.

— А какая разница между слабостью и бесполезностью?

— Тонкая, словно лист бумаги. Думаю, с небольшой помощью есть шанс улучшить слабых до людей превосходного качества.

— Понятно. Звучит необычайно убедительно в твоих устах.

Я тоже был вынужден согласиться. Ее слова имеют значение…

Смотревшая на других учеников и людей как на помехи Хорикита понемногу менялась.

Конечно, все не так просто. Но даже слабый проблеск перемены в ней значителен. Чабашира-сенсей слегка улыбнулась, тоже обратив на это внимание.

— Что ж, жду с нетерпением. Как твой классный руководитель, я буду внимательно наблюдать за всем, что будет происходить.

Чабашира-сенсей ушла в сторону учительской.

Мы остались стоять в коридоре.

— Не пора ли и нам возвращаться? Скоро начнется урок.

— Аянокодзи-кун?

— М? Ай! — она врезала мне в бок.

— Эй, за что, блин?!

— Просто захотелось.

Она оставила меня стоять и ушла.

Господи, ну что за заноза… Я смотрел ей вслед.

А потом решил догнать.

Примечания
↑ Сто баллов – высшая оценка за тест.